Виталий Архиреев, 28 июня 2017, 11:00 — REGNUM
В ряде прошлых публикаций на тему газомоторного топлива, на фоне динамики развития нами был обозначен и ряд проблем отрасли. Не единственной, но весомой, является слабая инфраструктура заправочных станций. Но и в этом направлении, на мой взгляд, есть эффективные решения. Речь о передвижных автомобильных газовых заправщиках (ПАГЗ).
Познакомиться с работой этого вида техники мне довелось в Ставрополе в середине июня. На одной из АГНКС компании Газпром Группа компаний АТС (альтернативные топливные системы) передавала в эксплуатацию именно такой ПАГЗ.
Заправщик представляет собой газобалонную установку, размещенную в двадцатифутовом контейнере, который устанавливается на шасси полуприцепа-контейнеровоза марки «ТОНАР». Суммарная вместимость заправщика — шестнадцать баллонов, предназначенных для закачки пяти тысяч кубометров сжатого газа метана. Чтобы понять, мало это или много, приведем в качестве примера объем пассажирской битопливной Газели, использующей метан и бензин в качестве топлива. В баллоны этого авто можно закачать 50−100 кубических метров газа. А легковой автомобиль с ГБО может вместить около 20 кубов метана.
Что касается основных преимуществ этого вида заправщиков, отличающих их от стационарных АГНКС, то это, конечно же, мобильность. При оформлении соответствующих разрешений и документации ПАГЗ можно разместить практически в любом месте логистического потока или вблизи автопарков крупных потребителей. Это такси, пассажирский транспорт, компании перевозчики, парки сельскохозяйственной техники, дорожные службы, компании, занимающиеся карьерной добычей и строительные организации.
Второе преимущество — меньшая стоимость по отношению к стационарной заправке. В качестве остального можно назвать более простую процедуру ввода в эксплуатацию оборудования, оформления документации, и постановки на учет в органах контроля.
Заправлять передвижные заправщики можно на стационарной газовой заправке. Таким образом, на маршрутах эксплуатации техники на метане можно создать насыщенную пунктами заправки инфраструктуру. Водителям, в таком случае, гораздо проще планировать рабочий день, не привязываясь к определенному пункту заправки, а некоторый раз и отклоняясь от маршрута.
Если говорить о времени заправки самого ПАГЗа, то это зависит от ряда факторов, таких как: рабочее давление на стационарной заправке, температура окружающего воздуха и плотность метана. В среднем такой заправщик, а он является уникальным, заправляется 5 часов.
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
На данный момент рынок передвижных заправщиков в России представлен слабо. В качестве примера приведем Самару, а это крупный областной и промышленный центр. На территории города эксплуатируется только два передвижных заправщика. А в Ставрополе, в центре сельскохозяйственного региона, четыре ПАГЗа, которые работают с конца девяностых годов прошлого века.
Вернемся к уникальности заправщика, при заправке и эксплуатации которого нам удалось присутствовать. По сравнению с существующими, этот ПАГЗ отличается количеством баллонов. Их у него 16, а у существующих заправщиков — 40−80 баллонов меньшего объема. Благодаря этому он имеет меньше соединений в конструкции, снижается время заправки, меньше вес заправщика, компактней размеры.
Второе, это его современность и технологичность. Ведь с конца 90-хх многое изменилось в сфере электроники и газовой техники. Что касается ведения бизнеса, то тут есть система коммерческого учета, с возможностью управления через беспроводные сети. Опробовать систему контроля нам, к сожалению, не удалось. А вот заправить Ладу Весту на метане, тест-драйв которой мы проводили по маршруту Тольятти-Ставрополь-Тольятти, смогли. Никаких отличий от заправки на обычной АГНКС для пользователя нет.
Рабочее давление в системе заправщика — 24,6 МПа. Давление при заправке автомобилей — 19,6 МПа. Эти показатели обеспечивают эффективную заправку транспортного средства без каких-то отличий от заправки на АГНКС. Заправщик оснащается необходимым набором переходников и шлангов. Есть у него собственная система тушения, оповещения при пожаре и система определения загазованности.
Производитель пока не называет цифры локализации. Это объясняется тем, что данный ПАГЗ — первый такой заправщик на рынке России. Но отметим, что любой процент локализации, даже если бы он был нам известен, был бы условным. Из импортного тут только баллоны производства Китая икорейская запорная арматура. Все остальное производится в России. Раздаточная колонка производства НПО «Ленпромавтоматика». Но даже в ней есть скрытый процент деталей из-за рубежа. К примеру, в России абсолютно не производятся магниты, а тут они присутствуют, конечно. Уточним, что речь могла бы идти о номенклатурной локализации, а не о ценовой, ведь китайские баллоны формируют не малую часть стоимости готового продукта.
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Но при сформированном рынке передвижных заправщиков российским производителям будет гораздо проще договариваться с китайскими поставщиками об условиях поставок и ценах на комплектующие.
ИА REGNUM обратилось за комментариями относительно перспектив развития таких решений к представителю рынка перевозок, к компании Деловые Линии, которая первая в России включила в свой парк пять арендованных тягачей Scaniaна метане, о чем ИА REGNUM писало в материале «Рынок газомоторного топлива в России: откажемся ли от бензина?».
Директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров отмечает то, что использование передвижных заправщиков может решить проблему слабой инфраструктуры только частично:
«При увеличении количества газовых транспортных средств в парках, данные ПАГЗ могут частично решить вопрос недостаточности плотности покрытия заправками территории РФ.
Емкость заправщика позволяет осуществить в среднем от 10 до 20 заправок грузовых автомобилей. Но использовать заправщик для обслуживания собственного парка возможно только на круговых фиксированных маршрутах».
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Виталий Архиреев © ИА REGNUM
Но уже сейчас с уверенностью можно говорить о том, что передвижные газовые заправщики — это быстрое и эффективное решение проблем с инфраструктурой заправочных станций. Ведь именно на использовании таких ПАГЗ Газпром строит первый этап развития инфраструктуры газовых заправок на маршруте Москва — Санкт-Петербург, который должен начаться в 2018 году.